Клещевое грузозахватное устройство

Клещевое грузозахватное устройство  широко применяют для перегрузки и транспортирования труб. Оно состоит из корпуса, двух рычагов и двухветвевого стропа. Грузозахватное устройство снабжают защелкой, которая автоматически фиксирует его в открытом состоянии и обеспечивает раскрытие рычагов при опускании трубы на опоры. Для захвата труб разного диаметра имеются сменные колодки.

ПАРАМЕТРЫ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ УСТРОЙСТВ ТИПА КЗ

Марка Диаметр трубы, мм Грузоподъемность, т Масса, кг Марка Диаметр трубы, мм Грузоподъемность, т Масса, кг
К-111 89-114 0,75 7 КЗ-12 1220 15,0 806
КЗ-161 114-168 1,0 11 21С*
КЗ-2 219 2,0 20 КЗ-14 1420 23,0 926
КЗ-З 325 3,0 38 21С*
КЗ-5 529 3,7 108,4 КЗ-8 820 6,5 313
КЗ-7 720 5,0 21 КЗ-10 1020 12,0 488

* Северное исполнение.

Автоматизированные рычажные фрикционные самозажимные грузозахватные устройства выполняют в виде рычажных систем, рычаги которых несут на свободных концах захватные органы, например шарнирно-прикрепленные башмаки, которыми зажимается груз, удерживаемый в грузозахватном устройстве силой трения. Грузозахватные устройства этого типа применяют для оперирования с грузами прямоугольной и цилиндрической формы (блоками, болванками, ящиками, рулонами и др.). Груз зажимается как путем стягивания хвостовых плеч рычагов, так и путем распора их хвостовых плеч.
Для обеспечения свободной посадки грузозахватных устройств на груз используют приспособление, удерживающее его в раскрытом состоянии и выполненное в виде пружин, размыкающих грузозахватные устройства, или управляемое сцепляющее приспособление в виде рычагов с защелками.

Рычажно фрикционные самозажимные грузозахватные устройства
Рычажно фрикционные самозажимные грузозахватные устройства: а. б — стягиваемое для узких и широких грузов; в, г — распорное для узких и широких грузов; д — со стягиваемой рычажной системой; е — то же с совмещенными средними шарнирами; ж — для стальных рулонов; э — с распорной рычажной системой и управляемым сцепляющим устройством для удержания в раскрытом положении; 4 — сдвоенная П-образная скоба; 2 — упор; 3 и 4 — одинарная клещевина и тяга; 5 — скоба; 6 — штырь; 7 — сдвоенная тяга; 8 — защелка; 9 — направляющая планка; 10 — сдвоенная клещевина; -скоба; 12 — П образная скоба; 13 — штифт; 14 — башмаки

Грузозахватное устройство, приведенное на рис., снабжено приспособлением для автоматического съема груза и предназначено для перегрузки рулонов листовой стали и т. д. Оно имеет сдвоенную клещевину, шарнирно соединенную с одинарной П-образной скобой, одинарной клещевиной и также сдвоенной П-образной скобой. Обе скобы связаны между собой штрифом и могут незначительно смещаться по имеющемуся пазу. К верхним концам клещевин шарнирно прикреплены сдвоенная и одинарная тяги, которые соединены со скобой штырем. На штыре свободно подвешена защелка, колебания которой ограничиваются направляющей планкой. К нижним концам клещевин шарнирно подвешены башмаки, скобы и упоры, которые ограничивают перемещение П-образных скоб при подъеме порожнего грузозахватного устройства.
Скобой грузозахватное устройство навешивают на крюк крана. При этом маятниковая защелка прижимается к штифту и между П-образными скобами и башмаками создается зазор, необходимый для установки грузозахватного устройства на рулон. При дальнейшем опускании крюка крана верхняя часть грузозахватного устройства опускается и защелка прутком выводится из зацепления со штифтом. Затем поднимается рулон, который прочно зажат между П- образными скобами и башмаками. Для освобождения груза верхнюю часть грузозахватных устройств опускают до тех пор, пока зев маятниковой защелки не окажется ниже штифта. При повторном подъеме груза за защелки автоматически упирается в штифт, клещевины и скобы остаются разжатыми.
В рычажных фрикционных самозажимных грузозахватных устройствах захватные органы сжимают боковую по- верность груза и удерживают его силой трения. Зажимное устройство обеспечивает необходимую силу сжатия для надежного удержания груза в захватах.
Рычажно-канатные самозажимные грузозахватные устройства содержат канат, огибающий блоки, установленные па зажимных рычагах. Наличие горизонтальной ветви каната (затяжки) способствует повышению силы сжатия груза. Использование для стягивания канатного полиспаста, ветви которого огибают блоки рычагов, обеспечивает значительное увеличение силы сжатия груза. Такие устройства широко применяют при перегрузке тарно-штучных грузов, имеющих значительный диапазон габаритных размеров.
Захватные органы (прижимы) фрикционно-зажимных грузозахватных устройств выполняют в виде прижимных лап, башмаков или пластин.
В зависимости от транспортируемого груза их выполняют жесткими, полужесткими и мягкими. Жесткие прижимы изготовляют из высокоуглеродистой стали с шипами, насечкой и гладкие с термообработкой. Полужесткие прижимы выполняют из металла с накладкой из толстой резины или конвейерной ленты, а мягкие — из металла с накладкой из пористой резины и других аналогичных материалов. Конструкцию прижимов выбирают в зависимости от формы, конструкции, размеров и способа обработки груза. Основными требованиями к форме и материалу прижимных элементов являются обеспечение высокого коэффициента трения между контактирующими поверхностями, сохранности поверхности поднимаемого груза, длительного срока службы и неповреждаемости поверхности прижима, особенно если она выполнена с насечкой. С этой целью рекомендуется насечки прижимов для транспортирования твердых материалов выполнять заостренными и несимметричного профиля с передним углом заточки ~5°, из низкоуглеродистой стали 15 или 15Х с цементацией на глубину 0,8 м. Возможна также поверхностная либо объемная закалка с последующим низкотемпературным отпуском в случае применения стали марок 45 или 45Х.
Фрикционные резиновые накладки с высоким коэффициентом трения нельзя применять при твердых и других аналогичных грузах. Более целесообразно использовать накладки в виде стальных канатов, расположенных нормально к направлению силы тяжести груза. Давление в месте контакта прижимного элемента с грузом принимают изменяющимся по линейному закону по высоте и равномерно по ширине.