Концевые элементы, звенья и детали стропов

Концевые элементы используют для навешивания стропов на грузозахватный орган грузоподъемного механизма, соединения частей стропов и соединения стропов со специальными приспособлениями на грузах, предназначенных для их подъема и перемещения. Концевые звенья стропов изготавливают следующих типов: Р — разъемные треугольные (исполнения РТ1, РТ2, РТЗ); РОв — разъемные овальные, неразъемные; вида Т — треугольные, О — овоидные, Ов — овальные (исполнение Ов1, Ов2); К1-крюки с замком, К2 — крюки без замка, КЗ — крюки с утопленным носком, Кр — карабины и т. д.
В качестве концевых элементов стропов широко используют коуши (рис., табл. 1 и 2). Их выбирают по диаметру каната независимо от его характеристики и, если они предназначены для эксплуатации при температуре окружающей среды не ниже -40°С, изготавливают из стали СтЗспЗ, для более низких температур эксплуатации — из стали ВСтЗспб.
ТАБЛИЦА 1
КОУШИ

Диаметр нанята, мм Размеры, мм Масса, кг
D Si L Ц т s S,
5,7-7,0 25 12 41 62 4 2 5 0,035
7,0-8,6 30 14 50 74 5 2 6 0,058
8,6-10,2 34 18 56 84 6 3 7 0,110
10,2-12,5 40 20 65 100 7 3 9 0,150
12,5-15,5 45 24 74 115 9 3 11 0,200
15,5-18,5 56 28 92 144 10 4 13 0,400
18,5-22,0 63 32 104 160 12 4 16 0,550
22,0-25,5 75 38 125 190 14 5 19 0,970
25,5-30,0 85 42 142 225 16 5 21 1,320
30,0-34,5 95 50 158 255 19 6 24 1,850
34,5-39,5 105 56 175 280 22 6 27 2,300
39,5-44,5 120 64 202 325 24 8 30 4,000
44,5-49,5 130 70 217 350 27 8 33 4,700
49,5-54,5 140 80 234 385 30 10 36 7,150


Рис. 1. Коуш:
а — точечный: 6 — литой; в — кованый и штампованный; г — из трубы (1 — тип коуша)

Коуш представляет собой металлический желоб, согнутый в виде кольца. Отечественная промышленность выпускает коуши двух типов: С — для тросов стальных и Р — для пеньковых. Для синтетических тросов можно использовать коуши типа Р. Изготавливают их штамповкой или ковкой с последующей гибкой и оцинковкой. Маркировка на коушах содержит товарный знак завода-изготовителя, тип коуша и допустимую нагрузку.
Неразъемные кольца гнут с последующей сваркой из пруткового материала (рис. 2). Параметры неразъемных стропальных колец приведены в табл. 3. Чаще всего используют овальные кольца, так как они лучше центрируются относительно крюка и различных выступов; треугольные удобны для работы с плоскими стропами; круглые из-за ограниченности диаметра для подъема тяжеловесных грузов не применяют.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОУШЕЙ

Недостаток замкнутых колец — невозможность разборки их для смены стропов или разборки при ремонте. Более удобны в эксплуатации разъемные кольца — карабины, скобы, серьги с отъемной планкой (рис. 3, табл. 4).
Карабин представляет собой продолговатое полузамкнутое кольцо с закрывающимся зевом (рис. 4). Карабины бывают навесными и прицепными. Навесные карабины, как и крюк, являются неотъемлемой частью стропа, а прицепной свободно одевается на петлю стропа и может быть при необходимости снят. У карабинов зев кольца закрывается трубкой-накладкой, предохраняющей груз и строп от самопроизвольного соскальзывания с кольца. Навесной карабин от выскальзывания из петли стропа предохраняется планкой. Накладка прицепного карабина удерживается на кольце стерженьком. Перед строповкой груза предохранительную трубку или накладку поднимают вверх так, чтобы кольцо карабина свободно проделось в петлю, рым или проушину зацепляемого груза.
Неразъемное кольцо
Рис. 2. Неразъемное кольцо:
а — круглое; б — овальное круглого сечения (Ов-1); в — овальное прямоугольного сечения (Ов-2); г — овоидное (О); д — треугольное (Т); е — ромбическое; ж — кованое; з — шарнирное; D — диаметр звена; t — шаг звена; R — внутренний радиус овального кольца; И — расстояние между центрами овала; L — длина эвена; с — ширина прямоугольного сечения; h — толщина кольца прямоугольного сечения; А — ширина звена
ТАБЛИЦА 3
ПАРАМЕТРЫ СТРОПАЛЬНЫХ КОЛЕЦ
ПАРАМЕТРЫ СТРОПАЛЬНЫХ КОЛЕЦ
Карабины безопасны в работе и могут быть использованы при строповке любых грузов. Если карабины исправны, то самопроизвольного отцепления их не происходит. Параметры разборных кольцевых элементов приведены в табл. 4, 5.
Разъемное кольцо типа Р
Рис. 3. Разъемное кольцо типа Р:
I — скоба; г- планка; 3 — шплинт; 4 — гайка; 5 — ограничитель; 6 — болт
Карабин
Риг. 4. Карабин (разъемное кольцо):
а — навесной, 6 — прицепной, в — удлиненный прицепной; 1 — канат; 2 — звено; 3 — предохранительная планка; 4 — рым; 5 — предохранительная трубка; 6 — предохранительная накладка; 7 — удерживающий стержень; Я — крановый крюк; А — ширина карабина: d — диаметр сечения звена; l — длина; R — внутренний радиус
Два сдвоенных крюка, по форме напоминающие цифру 8, называют восьмеркой (рис. 5); восьмерки могут выполняться в следующих исполнениях: ВВ-вилка-вилка; УУ-ушко-ушко; ГГ-крюк-крюк; ВУ — вилка-ушко; ВГ-вилка-крюк; ГУ-крюк-ушко (см. табл.6). В практике применяют два типа восьмерок: обыкновенную и удлиненную.
РАЗЪЕМНЫЕ КОЛЬЦА (ПОДВЕСКИ)

Номер подвес и Грузоподъемность, кг Массу, кг Размеры, кг
« L г
10 1 000 3,82 24 56 225 248 30 М20
16 1 600 5,02 28 64 255 284 34 М24
25 2 500 6,26 32 75 316 349 42 М24
40 4 000 15,73 42 86 380 428 54 М30
63 6 300 26,52 50 105 440 495 60 М36
100 10 000 43,55 60 130 525 590 70 М42

ТАБЛИЦА 5
ПАРАМЕТРЫ РАЗБОРНЫХ КОНЦЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Размеры, мм
Разрезные кольца — карабины

500 26 155 84 16
800 225 100 30 23 20
1000 36 260 120 24
1250 315 130 40 30 25
2500 370 160 50 40 30

Скобы прямые (рис. 7, а)

500 10 53 72 50 20 24 12
1000 13 64 87 60 24 30 16
1250 15 73 102 70 28 35 18
1600 18 82 116 80 32 40 20
2000 20 98 132 98 36 45 24
2500 22 108 147 100 40 50 27
3200 24 122 164 ПО 46 60 33
4000 28 136 182 120 50 68 36
5000 36 175 226 150 64 80 45

Скобы гнутые (рис. 7, б)

250 10 45 32 10 20 20 32 12
500 12 55 32 12 25 25 32 12
1000 16 65 40 16 30 30 40 16
1600 20 80 50 20 35 35 50 20
2000 24 105 65 24 46 45 65 24
3200 30 120 80 28 46 60 80 30

Серьги (рис. 2)

30 215 280 62 33 70 М24
36 332 315 70 35 85 М27
45 397 385 90 40 100 МЗО

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАЛРЕПОВ (ВИНТОВЫХ СТЯЖЕК)
ХАРАКТЕРИСТИКА ТАЛРЕПОВ
Восьмерки гнут из круглой стали, они предназначены для подъема легких грузов. Кованые или штампованные удлиненные восьмерки применяют при подъеме грузов массой до 3000 кг. Восьмерки с талрепами выполняют также ковкой или штамповкой, они предназначены для подъема легковесных и тяжеловесных грузов (табл. 7).
Восьмерка
Рис 5. Восьмерка:
а — обыкновенная из круглого проката; в — удлиненная из круглого проката; в, г — удлиненные кованые или штампованные; д, е — с талрепами
(винтовые)
ТАЛРЕПЫ (ВИНТОВЫЕ СТЯЖКИ)
ТАЛРЕПЫ
При строповке груза с помощью восьмерки один крюк ее цепляют к стропу, другим захватывают деталь. Для этой цели используют цепные стропы с удлиненными звеньями или дополнительными кольцами. Они позволяют на каждую ветвь стропа подвешивать по нескольку изделий. Восьмерки с талрепами (винтовые) регулируются по длине, что необходимо при монтаже деталей в строго горизонтальном или вертикальном направлениях. При строповке восьмерками необходимо следить, чтобы стропы перед подъемом груза были предварительно натянуты, иначе произойдет самопроизвольное отцепление.
Коромысло (серьга) — самое простое и в то же время универсальное приспособление. Оно несложно в изготовлении, надежно и удобно в эксплуатации. Коромысла бывают грузоподъемностью от нескольких килограммов до 80 т (рис. 6, табл.  8).
ТАБЛИЦА  8
ПАРАМЕТРЫ СЕРЕГ
ПАРАМЕТРЫ СЕРЕГ
Обыкновенные коромысла применяют для строповки деталей легковесных и тяжеловесных; гнутые — для легковесных грузов; круглые с дысками -для весьма тяжелых грузов. Скобы, приваренные к коромыслам, удерживают канаты от соскальзывания. Круглые с буртиками коромысла, подвешиваемые универсальными стропами, используют при строповке средних по массе грузов; многоступенчатые и с рымами-при сборке цилиндров и других деталей, когда необходимо их центрирование: конусные коромысла — при строповке конусных деталей; крюкообразные — при подвешивании деталей с одинаковой массой. При выборе коромысла необходимо учитывать, что длина его должна быть на 10-20 мм больше отверстия детали, в которое вводят коромысло.
Коромысло
Рис. 6. Коромысло (серьга):
а, б — обыкновенные для строповки легковесных и тяжеловесных грузов; в — гнутое для легковесных грузов; г — круглое с лысками для весьма тяжелых грузов; д — круглое для тяжелых грузов; е-з — многоступенчатые с рымом для строповки конусных деталей; и — групповое для строповки нескольких деталей с одинаковой массой; I — положение подъема; II — положение строповки и расстроповки
Если отверстие детали, в которое вставляется коромысло, будет больше плеча коромысла, то оно может выскочить из отверстия, а груз сорвется со стропа. Наименьший диаметр отверстия детали, необходимый для заводки коромысла, разворачивания и вытаскивания его рукой, должен быть 120 мм. Если отверстие в детали мало или коромысло тяжелое, то к нему привязывают тросик для осуществления разворота его снаружи, во избежание защемления руки рабочего.
Грузозахватная струбцина состоит из скобы и зажимного винта с рукояткой (рис. 20). Опорные поверхности струбцин, не имеющих специальных выступов и отгибов, должны иметь рифления или ребристую наплавку твердым сплавом (сормайтом). Грузозахватные струбцины, в отличие от слесарных, имеют отверстия под соединительное кольцо или канат стропа. Форма струбцин зависит от назначения. Обыкновенная универсальная струбцина предназначена для захвата изделий в горизонтальном положении. Двухсторонние струбцины используют при строповке деталей, имеющих плоские поверхности и щелевидные отверстия, в которые их вставляют и закрепляют винтами, что обеспечивает прочность и надежность захвата. Специальные струбцины со штифтами используют для захвата деталей с фланцами в любых положениях.
Грузозахватная струбцина
Рис. 20. Грузозахватная струбцина:
а — односторонняя; б. в — двухсторонние; г, 9 — специальные со штифтом; i — для захвата шкивов; ж — для захвата шестерен; з — для захвата конических шестерен; и — для захвата деталей с широкими горизонтальными волками
Струбцины для безопасного захвата шкивов, шестерен, крышек  и других аналогичных деталей имеют на одном конце скобы специальные отгибы (носики).

ХАРАКТЕРИСТИКА ТАКЕЛАЖНЫХ СКОБ

Допускаемая на- рузка, кН Масса, кг Размеры, мм Допус-каемая нагрузка, кН Масса, кг Размеры. мм
высота ширина со штырем толщина (макс.) высота ширина со штырем толщина (макс.)
Скобы для стальных канатов с резьбовым штырем (типа СА)
0,98 0,03 38 28 12 49,03 4,25 184 147 75
1,96 0,04 46 35 16 64,78 5,85 211 166 80
2,94 0,08 56 42 20 78,45 7,99 235 185 90
4,90 0,13 63 49 24 98,07 11,41 265 203 100
7,84 0,25 82 61 30 122,58 14,28 288 216 110
11,77 0,38 90 68 35 156,91 17,65 320 233 120
15,69 0,51 106 79 40 196,13 26,59 360 268 130
19,61 1,00 121 94 45 245,17 37,47 400 289 140
24,52 1,38 131 104 50 313,81 49,50 440 325 160
31,38 2,17 148 116 60 392,27 61,30 470 342 170
39,23 3,07 171 131 68

Скобы для стальных канатов с гладким штырем (тип СБ)
Скобы для стальных канатов с гладким штырем

Скобы для растительных канатов (тип Р)
Скобы для растительных канатов
При зацепке изделий, чтобы не возникали лишние усилия на скобы, не рекомендуется перетягивать зажимные винты струбцин; нормальную затяжку производят от руки рукояткой винта. Применять при затяжке винта дополнительные рычаги запрещается. Вертикальное транспортирование деталей с помощью струбцин, не оборудованных штифтами, отгибами, выступами, не разрешается, так как деталь при подъеме может сорваться. Струбцины с сорванной резьбой на винтах, с разогнутой скобой или погнутым штифтом подлежат отбраковке и ремонту.
Для соединения концов тросов между собой и звеньев цепей, я также для присоединения стропа к рычагам, рымам, обухам служат скобы (рис. 8, табл. 9). Для стальных тросов скобы выпускают двух видов: с резьбовым штырем СА и гладким СБ, а для растительных тросов типа Р — только с винтовым. Скобы имеют прямой обух, который после закладки петли тросов или звеньев цепей замыкают штырем. Скобы с гладким штырем предназначены для постоянное соединения концов тросов, работающих при относительно небольших нагрузках.
Изготавливают скобы из стали СтЗ, а штыри к ним — из качественной стали 30 штампованием или ковкой с последующей оцинковкой. В маркировке из боковой поверхности скобы содержатся обозначения товарного знака завода-изготовителя, типа скобы и ее допустимой нагрузки.
Прямые скобы используют как элементы траверс, захватов, растяжек и т. д. Изогнутые облегченные и усиленные скобы применяют в качестве заменителей колец для подвешивания стальных и пеньковых канатов, стропов на крюк подъемного крана.
Скоба
Рис. 8. Скоба:
а — прямая; 6 — изогнутая облегченная; в — изогнутая усиленная; г- штыри скоб; д-ж- примеры использования скобы как самостоятельного грузозахватного приспособления
Скобы также используют как переходные звенья грузозахватных средств и приспособлений. Возможность применения скоб как самостоятельных элементов для захвата деталей при строповке грузов не ограничена. Они употребляются при транспортировании и кантовании деталей. Специальными скобами могут транспортироваться и кантоваться детали массой до 30 т.
При строповке грузов с использованием скоб необходимо следить, чтобы штыри их были хорошо зашплинтованы, а гайки полностью закручены. Если крюк крана заходит в скобу туго и не полностью, то поднимать такой скобой груз категорически запрещается.
Скоба и штыри должны маркироваться одним и тем же клеймом.