Двухпетлевые плетеные стропы
Двухпетлевые плетеные стропы
Определенный способ взаимного плетения ветвей каната в стропе применим не только для изготовления замкнутых конструкций многоветвевых стропов. Таким способом можно изготавливать и широко применяемые при производстве погрузочно-разгрузочных и транспортных работ инвентарные двухпетлевые стропы.
Выпускаемые промышленностью в настоящее время по ГОСТам и отраслевым ТУ инвентарные двухпетлевые канатные стропы имеют следующие недостатки:
-наличие концевых креплений (заплетка, обжимная втулка), снижающие прочность конструкции и ее надежность в эксплуатации;
высокая жесткость каната при изгибе (относительная), ограничивающая выполнение грузовых операций;
повышенный расход стальных канатов на выполнение концевых креплений;
относительно высокая трудоемкость изготовления стропов и соответственно более высокая стоимость.
Двухпетельные плетеные канатные стропы, состоящие из 6, 8, 12, 16 взаимно переплетенных ветвей стального проволочного каната, практически лишены перечисленных выше недостатков. Такие стропы в настоящее время широко применяются за рубежом. По данным зарубежных фирм, эксплуатирующих такие стропы, коэффициент запаса у них должен быть не ниже 8 из-за утоньшения самих петель, включающих в свое сечение половинное число канатов. Кроме того, петли испытывают дополнительные изгибные нагрузки и поперечные усилия от взаимодействия с грузом и захватными устройствами. С учетом этого доля осевой нагрузки на ветви каната в стропе должна быть снижена за счет увеличения коэффициента запаса прочности стропа.
ПАРАМЕТРЫ ИНВЕНТАРНЫХ ДВУХПЕТЕЛЬНЫХ СТРОПОВ ОБЫЧНОЙ И ПЛЕТЕНОЙ КОНСТРУКЦИЙ
Параметры | Конструкция | |||
обычная | плетеная | |||
Грузоподъемность, кг | 5000 | 10000 | 5000 | 10 000 |
Нагрузка на строп, кН | 50 | 100 | 50 | 100 |
Диаметр каната по ГОСТ 7668-80 . | 23,5 | 34,5 | 9,7 | 13,5 |
Разрывное усилие каната в целом, кН | 304 | 644,5 | 56,1 | 101,5 |
Масса 1 м каната, кг …… | 2,13 1 | 4,55 1 | 0,383 | 0,696 |
Число ветвей каната в стропе . . . | 8 | 8 | ||
Разрывное усилие стропа, кН . . . | 304 | 644,5 | 450 | 920 |
Фактический коэффициент запаса прочности стропа | 6,06 | 6,44 | 9,0 | 8,8 |
Средний диаметр проволок в канате, мм | 1,1 | 1,6 | 0,48 | 0,6 |
Жесткость каната при изгибе, МПа | 1970 | 4380 | 41 | 73 |
Жесткость стропа при изгибе, МПа . | 1970 | 4380 | 328 | 584 |
Длина заготовки каната, м . . . . | 8,0 | 8,5 | 41 | 42 |
Масса заготовки канатов, кг . , . | 17,08 | 38,7 | 15,7 | 29,2 |
Масса стропа, кг | 15,82 | 32,4 | 15,7 | 29,2 |
Стоимость 10 м каната, руб , . . | 88,82 | 170,04 | 10,8 | 40,07 |
Стоимость стропа, руб | 100,05 | 180,5 | 70,86 | 170,10 |
Одинаковые по назначению и длине (5 м) канатные стропы, выполненные из одного каната по ГОСТ 7668-80 с маркировочной группой по сопротивлению проволок разрыву 1764 МПа, при испытании показали, что стропы плетеной конструкции имеют меньшую массу на 1,5-2 кг на строп. Плетеные стропы имеют в 5-7 раз меньшую изгибную жесткость, что существенно повышает их эксплуатационные свойства и снижает трудозатраты при работе с ними. Себестоимость двухпетлевых плетеных стропов в среднем ниже неплетеных на 1-2 руб.
Основной недостаток плетеного двухпетельного стропа — это повышенный коэффициент запаса прочности, не ниже 8. В России предложена и защищена а. с. 704881 конструкция двухпетельного стропа плетеной конструкции, позволяющая устранить этот недостаток. Новая конструкция предусматривает вплетение в петли стропа дополнительных отрезков каната, увеличивающих площадь поперечного сечения петли до нужных размеров, что превышает их прочность.
Благодаря последующей опрессовке коуша совместно с ветвями каната и дополнительным отрезком достигается совместная работа под нагрузкой всех указанных элементов стропа и обеспечивается равномерное распределение нагрузки между всеми ветвями каната в стропе как в петлях, так и на прямолинейном участке стропа. За счет этого оказалось возможным снизить нормативное значение коэффициента запаса прочности многоветвевых двухпетельных плетеных канатных стропов до рекомендуемого Правилами Госгортехнадзора России значения — не менее 6.
Для перемещения длинномерных грузов и громоздких изделий часто применяют траверсы.