Коромысловые грузозахватные устройства

Коромысловые грузозахватные устройства

Коромысловые грузозахватные устройства применяют для транспортирования грузов, имеющих сквозные отверстия, под которые можно разместить поворотный вокруг вертикальной или горизонтальной осей несущий элемент — коромысло, воспринимающий массу груза.
Простейшее коромысловое грузозахватное устройство состоит из коромысла, подвешенного на канате или цепи к крюку грузоподъемного механизма. Его грузоподъемность может составлять от нескольких килограммов до 60 т. При выборе коромысел необходимо учитывать, что размер А (см. рис. а) был больше размера D на 10-20 мм. Если отверстие, в которое вставляют коромысло, будет больше плеча А, то коромысло выскочит из отверстия и груз сорвется со стропа. Наименьший диаметр отверстия детали, необходимый для заводки, разворачивания и вытаскивания коромысла рукой, должен быть не менее 120-130 мм. Если отверстие в детали мало или коромысло тяжелое и при заводке может защемить руку, то применяют тросик для разворота коромысла снаружи (см. рис. б).
спрейдеры
Рамное грузозахватное устройство для транспортирования контейнеров (спрейдеры);
а — автоматизированное; б — с управляемым поворотным штырем (конструкции ВНИИПТМАШ); 1  — башмак; 2 — рама; 3 — штырь; 4 — звездочка; 5 — цепная передача; 6 — узел управления; 7 -тяга; 8 — траверса; 9 — поворотные штыри; 10 — кожух; 11  — корзина для электрокабеля; 12 — механизм вращения; 13 — опорно-поворотное устройство; 14 — блочная рама; 15 — грузозахватная рама для контейнеров типа 1А; 16 — механизм поворота штырей; 17 — механизм балансировки канатных блоков

Коромысловые грузозахватные устройства применяют для транспортирования и монтажа тонкостенных плит перекрытий и т. п.
Рамные грузозахватные устройства (спредеры) могут быть универсальными, приспособленными для захвата контейнеров одного или нескольких типоразмеров. В этом случае раму выполняют телескопически раздвижной или с дополнительной навесной рамой. Она оборудована устройством (траверсой, блоками, стропами) для навешивания ее на крюк, а по углам — управляемыми поворотными штырями, вводимыми в верхние отверстия фитингов. Управление поворотом штырей может быть ручным и приводным. Для удобства работы рама снабжена направляющими башмаками, охватывающими контейнер при посадке на него грузозахватного устройства. Рамные грузозахватные устройства могут быть оборудованы также устройствами, обеспечивающими их наклон на угол до 10° при необходимости захвата наклонно стоящего контейнера. Так как контейнеры могут быть загружены неравномерно, центр тяжести их смещается, поэтому в некоторых конструкциях грузозахватных устройств предусмотрена возможность продольного смещения их подвеса к крюку крана до 1,2 м (для контейнеров типа 1А и 1С).
Наиболее ответственными элементами рамного грузозахватного устройства являются штыри. Механизмы их поворота снабжаются контрольными устройствами, предотвращающими подъем контейнера, если какой-либо из них не повернулся и не занял рабочего положения.
Рамные грузозахватные устройства состоят из так называемой блочной рамы прямоугольной формы, в углах которой находятся канатные блоки, сгибаемые канатом. При помощи последнего рама подвешена к козловому контейнерному крану. Для предотвращения перекашивания и раскачивания контейнера в диагональном направлении канатные блоки сблокированы между собой при помощи конических зубчатых передач. Под блочной рамой размещено опорно-поворотное устройство (ОПУ) кранового типа, приводимое во вращение механизмом, состоящим из индивидуального привода (электродвигателя, двухпарного зубчатого редуктора и конической зубчатой передачи). К внутреннему кольцу ОПУ подвешена прямоугольная грузозахватная рама для контейнера типа 1С, несущая по углам поворотные штыри, взаимодействующие с фитингами контейнера. Поворот штыря осуществляется специальными механизмами, расположенными по коротким сторонам грузозахватной рамы и выполненными в виде пары винт-гайка, где винт непосредственно связан с валом приводного механизма, а гайка перемещается и воздействует на продольно подвижный в направляющих стержень, поворачивающий кривошипы стержней (штырей).
Управление электродвигателями приводов ОПУ и штырей осуществляют из кабины крана через гибкий кабель, уложенный в спиральный желоб, укрепленный на боковой поверхности решетчатой конструкции, так называемой корзинки, размещенной в центре устройства. Винтовая передача является изнашиваемым узлом этой системы, ввиду вращения винта с большой частотой. Для увеличения срока службы этого узла можно винт заменить гидротолкателем с индивидуальной насосной установкой. Такая конструкция разработана в системе МПС.