Лапчатые поддерживающие грузозахватные устройства
Рабочие органы лапчатых (вилочных) грузозахватных устройств располагают непосредственно под грузом или они проходят в монтажные петли, отверстия груза или поддона, на котором лежит груз.
По способу подведения лап (вил) под груз или его элементы различают грузозахватные устройства с неповоротными, горизонтально- и вертикально-поворотными лампами. Применяют грузозахватные устройства, в которых лапы выполнены в виде коромысла поворотными как вокруг вертикальной, так и горизонтальной оси. Лапчатые поддерживающие грузозахватные устройства в зависимости от назначения могут иметь различное конструктивное исполнение, они приспособлены для подхвата грузов, лежащих на подкладках, в зазор между которыми заводят лапы настолько, чтобы центр тяжести груза находился на одной вертикали с точкой подвеса и предотвращалось самопроизвольное спадение груза с лап. Кроме того, их можно использовать для подхвата грузов, имеющих полости. В первом случае грузозахватные устройства выполняют сдвоенными или с большим числом лап при работе с длинномерными грузами, при этом лапы укрепляют на траверсе. Целесообразно точку подвеса лап размещать так, чтобы ненагруженная лапа имела наклон вперед к свободному концу для удобства заведения ее в паз груза или между подкладками и выведения из них, а нагруженная имела наклон назад в сторону спинки для обеспечения устойчивости положения груза на лапе.
Для обеспечения горизонтального положения лап при заводке порожнего и подъема груженого грузозахватного устройства необходимо перемещать точку подвеса так, чтобы она оставалась всегда под центром тяжести грузозахватного устройства. Для уравновешивания грузозахватного устройства применяют различные приспособления.
Дистанционное управление подхватами и поддерживающими рабочими органами осуществляется как электромеханическими устройствами, так и при помощи гидравлических или пневматических устройств.
Лапчатые поддерживающие грузозахватные устройства:
а, б — одиночные; в, г — сдвоенные; д — для тяжеловесных грузов (рулонов металла); е — счетверенные на траверсе для длинномерных грузов; ж — для грузов на поддоне; з — неповоротное, жесткозакрепленное на кране штабелера; и — с вертикально-поворотными лапами, симметрично расположенными на раме
Управление крановым лапчатым грузозахватным устройством упрощается при наличии на кране двух механизмов подъема. В этом случае лапы прикрепляют шарнирно к траверсе, подвешиваемой на крюк основного механизма подъема, а их стенки соединяют второй легкой траверсой, которая управляется вторым, с меньшей грузоподъемностью, механизмом подъема.
Крановые грузозахватные устройства с поворотными лапами (вилами) в вертикальной плоскости предназначены в основном для перегрузки укрупненных пакетов тарно-штучных грузов на поддонах или пакетов длинномерных грузов, а также отдельных единиц груза. Широко распространены вилочные консольные грузозахватные устройства С-образной формы.
Рис. 2. Грузозахватные устройства с горизонтальными поворотными лапами для перегрузки штучных грузов.
а — 6.3 т; б — 6.3 т (сваренный); в — с управляемым наклоном вил для перегрузки пакетов штучных грузов на плоских поддонах; 1 — стержень; 2 — нижняя тяга; 3 — угловой рычаг; 4 — тяга; 5 — рычаг; в — противовес; 7 — траверса; вал; 8 -серьга; 9 — верхняя тяга; 10 — ломающая тяга; 11 -вилы; 12 — вал; 13 — рукоятка
Помимо необходимости самоуравновешивания важно обеспечить точность наводки грузозахватного устройства под транспортируемый груз. На рис. 2 приведены основные типы вилочных поворотных грузозахватных устройств для штучных грузов, размещенных на поддонах. Крановое грузозахватное устройство с управляемым наклоном вил для перегрузки пакетов штучных грузов на плоских поддонах состоит из траверсы, соединенной с вилами тягами так, что вилы, тяги и траверса образуют шарнирные параллелограммы. На концах тяг установлены противовесы каждой вилы. В подвешенном состоянии порожнего грузозахватного устройства подхваты вил расположены горизонтально. Ограничение хода вил вниз осуществляется ломаной тягой. К траверсе шарнирно прикреплены серьги, верхние концы которых соединены с крюком крана. На опорах траверсы установлен вал, один конец которого жестко соединен с серьгой, а другой шарнирно с рычагом. Последний тягой связан с угловым рычагом, установленным на вилах. Второй конец углового рычага соединен стержнем с рукояткой управления, установленной на лапе.
Грузозахватное устройство работает следующим образом. Когда оно без груза висит на крюке, вилы противовесами удерживаются в верхнем положении. Если к рукоятке управления усилие не приложено, серьга расположена вертикально, а подхваты вил — горизонтально. Краном опускают грузозахватное устройство так, чтобы вилы установились несколько выше пазов поддона, одновременно поворотом рукоятки управления отклоняют серьгу от вертикального положения в нужную сторону на угол ос. При этом вилы отклоняются от горизонтали на угол р. Отклоняя вилы на угол, равный углу наклона поддона относительно своей продольной оси, вилы вводят в пазы, после чего освобождают рукоять управления. При подъеме груженого захвата серьга вновь устанавливается вертикально, а подхваты — горизонтально.