Грузозахватные траверсы
Грузозахватные траверсы применяют для подъема краном крупногабаритных грузов, которые подсоединяют одновременно в нескольких местах при помощи грузозахватных устройств (ГУ), смонтированных на траверсе или подвешенных к ней.
Применение наклонных стропов для подъема длинномерных конструкций и тяжеловесного оборудования — балок, ферм, рам, аппаратов и т. д. — приводит к потере полезной высоты подъема крана, а также к возникновению значительных растягивающих усилий в самом стропе, сжимающих усилий в поднимаемом элементе и изгибающих в монтажных петлях. Стропы, скомбинированные с траверсами, не имеют этих недостатков и применяются для строповки грузов длиной 12 м и более. Траверсы выполняют балочными (рис. 1, а) или решетчатыми в виде ферм (рис. 1, б). Балочные траверсы изготовляют из труб или двух соединенных между собой швеллеров или уголков (рис. 1, г), на концах которых закрепляются стропы. Длина балочной траверсы обычно не превышает 4 м, так как при большей длине их масса слишком велика. Для крепления стропов в балке делают отверстия или вваривают листы с проушинами (рис. 1, б), причем для возможности изменения рабочей длины траверс их может быть вварено несколько пар. Решетчатые траверсы длиной более 4 м изготовляют обычно в виде простейших ферм треугольной формы с вершиной угла, обращенной вверх или вниз (рис. 1, б). В последнем случае сокращается потеря высоты подъема крюка крана, но при этом необходимо проверять устойчивость траверсы против кручения.
Рис. 1. Траверсы:
а — балочная с балансирными стропами; 6 — решетчатая; в — со скобой для навески на крюк крана; г — балансирная для подъема груза двумя кранами; д — составная балочная изменяемой длины; е — штырьевой замок с управлением тяговым канатиком; ус — сечения балок траверс; 1 — корпус; 2 — пружина; 3 — палец; 4 — тяговый канатик
Траверсы навешивают на крюк крана с помощью захватываемого крюком пальца, закрепленного в середине траверсы, косынки с проушиной (кольцом) или тяг (гибких или жестких), присоединяемых шарнирно, что полностью разгружает их от изгибающих моментов. Подвеска траверс к крюку крана с помощью жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крюками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия, или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистанционное управление) или тяговым электромагнитом.
Помимо простых канатных стропов траверсы могут комплектоваться различными специализированными грузозахватными устройствами. Канатные стропы могут связываться с траверсой балансирно путем огибания строповым канатом роликов, закрепленных в траверсе. Такие траверсы получили название балансирных и используются при подъеме грузов, у которых точки захвата расположены на разных уровнях. Уравновешивающиеся балансирные траверсы применяют при подъеме тяжеловесного оборудования двумя кранами, часто различной грузоподъемности. Траверса в этом случае имеет две подвески для навешивания на крюки кранов, что исключает возможную перегрузку одного из кранов.
При выборе типа траверсы необходимо, чтобы ее конструкция обеспечивала подъем сборного элемента в рабочем (проектном) положении, чтобы не усиливать поднимаемые элементы для восприятия монтажных нагрузок.